ФОТОГРАФИЯ И ВРЕМЯ

 

  Фотографии как самостоятельному виду искусства более 170 лет, да не заменимых людей нет , сменяются поколения фотомастеров , кто-то остался в истории фотоискусства , кого-то забыли.

 

В этой статье хочу рассказать об основоположниках русской фотографии, о людях которые в своих работах донесли всю красоту и богатство России и её народа.

    Начну рассказ с  Левицкого Сергея Львовича , родился в Москве в 1819 году , после окончания в 1839 г. курса юридических наук в Московском университете, работал в Петербурге в Министерстве внутренних дел, в канцелярии графа А.Г. Строганова. Увлекся дагеротипией, в которой совершенствовался под руководством академика Ф.Ю. Фрицше во время совместной инспекционной поездки в 1842 г. на Кавказ для изучения состояния минеральных вод. В 1844 г. вышел в отставку и поехал в Париж с целью совершенствования фотографических знаний; слушал лекции в Сорбонне, познакомился с Дагером и со многими известными учеными-пионерами светописи. В 1847 г. по рисункам Левицкого была сконструирована камера с мехами. В 1849 г. на Промышленной выставке в Париже Шарль Шевалье получил золотую медаль за дагеротипные снимки, изготовленные с помощью его объектива — портреты и группы, снятые русским мастером Левицким. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Революционные события 1848 г. во Франции вынудили Левицкого вернуться на родину, и в октябре 1849 г. он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге, на Невском пр. (дом Имзена). С 1852 г. Левицкий стал работать для высочайшего двора. В Зимнем дворце он снимал на дагеротип императорскую чету — Александру Федоровну и Николая I, портрет которого был размножен с помощью литографии. В середине 1850-х гг. в ателье под названием «Светопись Левицкого» (Невский пр., дом Жуковского, у Казанского моста) он работал с помощниками — В.И. Флейхгаузом, затем с А.И. Шпаковским. Ателье приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. В 1857 г. Левицкий создал «Коллекцию портретов русских литераторов», небольшой тираж которой поступил в продажу. Позднее  он переводит заведение, в котором работает вместе с сыном — Рафаи́лом Сергее́вичем Леви́цким (1847–1940) — на Невский пр. (дом 28). В 1877 г. оба Левицких получают звание придворных мастеров, и их ателье стало называться «Фотографы Их Императорских Величеств «Левицкий и сын»; в 1890-1894 гг. по желанию Александра III для Левицкого был построен образцовый «фотографический дом» на Казанской ул., дом 3, напротив Казанского собора. По приглашению Министерства финансов был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках; также был членом жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой в России фотографической выставки в Петербурге (1888) и др. Левицкий один из первых использовал искусственное освещение при фотосъёмке, предложил для наведения на резкость пользоваться мехом русской гармошки, один из первых начал применять сменный фон для декорации, ретушировал негативы, использовал фотомонтаж. Наследие С.Л.Левицкого велико и составляет целую галерею портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства, он запечатлел четыре поколения династии Романовых, его  манере  свойственно глубокое проникновение в характер портретируемого при точной фиксации его индивидуальных черт. Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге,  скончался в июне 1898 г. в возрасте 79 лет.

 

 

Работы С.Л.Левицкого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классик русской фотографии

  Андрей Осипович Карелин

      Родился 4 (16) июля 1837 г. в Солдатской слободе Тамбовской губернии. Он был внебрачным сыном государственной крестьянки Татьяны Ивановны Карелиной. Работать Карелин начал в 10 лет, попав в обучение к иконописцам в Тамбове. В 1857 г. А.Карелин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств и тогда же начинал заниматься фотографией. В 1864 г. он завершил учёбу и был удостоен звания свободного неклассного художника.

В 1865 г. А.О. Карелин с семьёй переехал из Санкт-Петербурга в Кострому, где занимался портретной и церковной живописью и давал уроки рисования. После 1866 г. с тремя детьми и второй женой Ольгой Григорьевной, урожденной Лермонтовой (родственницей М.Ю. Лермонтова) он переехал в Нижний Новгород, где на Нижегородской ярмарке открыл мастерскую «Фотография и живопись». Её посетителями были: В.Г.Короленко, М.Горький, Я.Г.Полонский, Д.И.Менделеев и многие другие.

Карелин стал одним из первых мастеров, работавших на стыке живописи и фотографии. Первым опытом такого синтеза искусств стал альбом «Нижний Новгород», созданный в 1870 г. совместно с известным пейзажистом И.И.Шишкиным, который раскрасил фотографии А.О.Карелина акварелью. В 1873 г. Карелин принял участие в VI Всемирной выставке художественной фотографии в Вене. Огромный успех ждал фотографа на Международной фотовыставке в Эдинбурге в 1876 г.

В конкурсе участвовали фотографы Европы и Америки, представившие около 6 тысяч снимков, которые экспонировались без указания авторства. Члены жюри разошлись во мнениях: достойными золотой медали были признаны две работы. Каково же было их удивление, когда, вскрыв конверты с именами авторов, они узнали, что обе фотографии принадлежали малоизвестному фотографу из России Андрею Карелину.

В этом же году он получает медали на Специальной выставке Французского фотографического общества в Париже и на Всемирной международной выставке в Филадельфии. А.О.Карелина приняли в члены Французской национальной академии искусств, наградили золотой медалью и дипломом Французского фотографического общества, почётным дипломом Французской национальной академии сельского хозяйства, мануфактуры и коммерции.

Творчество нижегородского фотохудожника получило достойную оценку и в России: в 1879 г. император Александр III пожаловал его золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте «за полезное участие в Парижской Всемирной выставке».

В 1886 г. А.О.Карелин выпустил фотоальбом «Виды Нижнего Новгорода», а в 1887 г. возле села Юрьевца он сумел запечатлеть полное солнечное затмение.

С 1892 г. мастерская фотографа размещалась в доме А.И. Стрепетовой на Жуковской улице (ныне Минина) и была открыта для обозрения собрания антикварных вещей и старинной одежды.

В 1895 г. Андрей Осипович стал одним из учредителей Общества художников исторической живописи, а в следующем году принял участие в XVI Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке.

В 1902 г. он экспонировал живописные работы на II Нижегородской художественной выставке; был награжден дипломом Первой Международной выставки Московского художественно-фотографического общества; его фотографии трущоб и их обитателей использовались при постановке пьесы М.Горького «На дне» в Московском Художественном театре.

До конца жизни Андрей Осипович Карелин много работал: фотографировал, участвовал в выставках, учил начинающих художников и фотографов (одним из его учеников был знаменитый русский фотограф М.П.Дмитриев). Он был членом различных обществ: Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (с 1887 г.), действительным членом и членом правления Нижегородского кружка любителей физики и астрономии (с 1888 г.), Императорского Русского технического общества (с 1895 г.), Русского фотографического общества в Москве (с 1895 г.), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1897 г.), Нижегородского общества любителей художеств (с 1901 г.).В 1898году изготовил диапозитивы для демонстрации в школах с помощью «волшебных фонарей».

Андрей Осипович много сделал для развития российского и мирового фотоискусства, был страстным коллекционером-этнографом, много лет собирал предметы искусства и народного прикладного творчества.

А.О.Карелин скончался 31 июля (12 августа) 1906 г. и был похоронен на кладбище Крестовоздвиженского женского монастыря.В связи с ликвидацией данного некрополя в 50-х гг. 20 века прах А.О. Карелина был перенесен на Бугровское кладбище.

Творчество фотографа было безоговорочно признано современниками не только в России, но в Европе и Америке, его произведениями восхищались на всероссийских и международных выставках. Изобретатель уникальных фотографических технологий, он внес много нового в искусство фотографии (построение мизансцен, эффекты освещения), а также в технику фотографирования.

 

 

Работы А.О.Карелина

 

Сергей Прокудин-Горский основоположник

цветной фотографии  в России

 

   Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 30августа 1863 года во Владимирской губернии, Покровском уезде, в родовой усадьбе Фуникова Гора, где и пршло его детство.

Закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

В 1898 Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.
2 августа 1901 года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская»                    С. М. Прокудина-Горского, где расположилась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».    13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии , а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового красочного вещества делал бромо-серебрянную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Уже в то время Сергей Михайлович задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в 1909 г. получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.

 В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносьёмки; впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года был сделан профессором учреждённого А. В. Луначарским фотокиноинститута. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года, но вскоре после этого Прокудин-Горский покинул РСФСР, увезя с собой почти все сделанные фотопластины, за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.
Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.
Скончался Прокудин-Горский в Париже 27сентября 1944года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Работы С.М. Прокудина-Горского можно увидеть на белорусском сайте Российская империя в цвете  http://www.veinik.by/  или здесь  http://www.prokudin-gorsky.org/,   http://www.prokudin-gorsky.ru/Russian/index.shtml/,  http://www.museum.ru/1812/Memorial/PG/

  

 

 

 

 

 

 

 

 


ChatClick here to chat!+